Аналитический обзор требований
к учебно-исследовательской работе школьников
конкурса «Ученые будущего»

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 В настоящее время перед школьным учителем ставится ряд  задач для раскрытия потенциала каждого обучаемого. Наиболее полно и качественно справиться  с этой задачей позволяет  деятельность учителя, основанная на личностно-ориентированном подходе. Именно этот  подход позволяет обеспечить процессы самопознания, самореализации и саморазвития ребенка. В школах города ведется активная работа с одаренными детьми, проводятся  различные конкурсы, фестивали и олимпиады. Но потенциал у детей, как умственный, так и творческий разный. Не все дети могут быть успешны в интеллектуальных  или творческих конкурсах. Исходя из этого, конкурс учебно-исследовательских работ школьников «Ученые будущего» имеет ряд преимуществ и может служить педагогам одной из форм личностно-ориентированного обучения в работе с учащимися. Предполагается, что написание исследовательской работы осуществляется ребенком совместно с учителем-руководителем исследования, что позволяет   учителю задействовать в исследовательской работе детей с разным уровнем языковой подготовки и с разным уровнем интеллектуального развития. 

Таким образом, конкурс учебно-исследовательских работ «Ученые будущего» можно рассматривать, как эффективную форму личностно-ориентированного обучения.

Конкурс «Ученые будущего» проводится в г. Северодвинске ежегодно в феврале-марте. В конкурсе могут принимать участие школьники 3-4 и 5-8 классов по разным предметам. Работа председателем жюри в течение трех последних лет в секции «Страноведение» и «Лингвострановедение» позволяет мне сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации для учителей, которые планируют писать с учащимися учебно-исследовательскую работу.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Прежде чем приступить к написанию учебно-исследовательской работы, руководителю необходимо внимательно ознакомиться с Положением о городском конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Ученые будущего». Это живой документ, который обсуждается и редактируется в Управлении образования председателями жюри.


Положение состоит из следующих разделов:

1.  Общие положения определяют статус, цели конкурса, участников конкурса.

2. Организация и проведение конкурса включает даты этапов конкурса по основным направлениям.

3.  Требования к оформлению конкурсных работ (Приложения)

4. Правила предоставления заявок и работ на городской  тур конкурса (образец заявки)

5. Подведение итогов конкурса и награждения участников определяет, кто считается победителем и призером конкурса.


Остановимся подробнее на п.3 Требования к оформлению конкурсных работ, который также включает Приложение «Рецензия учебно-исследовательской работы городского конкурса «Ученые будущего», т.к. именно этот раздел претерпел существенные изменения в этом учебном году с точки зрения содержания компонентов работы, которые оцениваются жюри. Соответственно именно на наличие данных компонентов в работе должны обратить внимание и учителя и учащиеся при работе над исследованием.


Конкурс проводится в два тура:

В первом туре оценивается работа, во втором –ее защита.

Остановимся подробнее на критериях оценивания конкурсной работы.

 

Критерии оценивания разбиты на 2 блока:

I.       Оформление работы (максимальный балл – 5)

II.    Содержание работы ( максимальный балл – 22)

 

I.       Оформление работы включает в себя следующие критерии оценивания:

 

1.1 Наличие основных структурных частей

1.2  Грамотное форматирование, правильное оформление сносок

1.3  Грамотность

1.4 Правильное оформление списка литературы

1.5 Качество оформления материалов приложения

 

Согласно требованиям к оформлению:

1.1    Наличие основных структурных частей.

Работа должна состоять из Введения, Основной части, Заключения, Списка литературы и Приложений. Основная часть состоит из теоретической и практической частей-глав, которые могут быть разбиты на параграфы. Основные части должны иметь название. Введение, название глав основной части, Заключение, Список литературы, Приложение печатаются заглавными буквами в середине строчки без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Заголовки печатаются жирным шрифтом. Наличие основных структурных частей должно быть отображено в Оглавлении.


Типичные ошибки:

-          Переносы слов в заголовках.

-          Отсутствие деления основной части на теоретическую и практическую.

 

1.2    Грамотное форматирование, правильное оформление сносок.

Параметры форматирования отображены в Требованиях по оформлению. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без точки.   В тексте после цитаты используются квадратные скобки, где указываются через запятую порядковый номер из списка литературы и номер страницы без буквы «с».

Типичные ошибки:

-          Нарушение форматирования (интервалы, пробелы, отступы)

 

1.3    Грамотность.

Работа не должна содержать грамматических, лексических и  орфографических ошибок.

Типичные ошибки:

-          Работа содержит ошибки. Предполагается, что научный руководитель должен прочитать работу, чтобы исключить ошибки.

 

 1.4. Правильное оформление списка литературы.

В конце работы приводится список литературы. Он оформляется в алфавитном порядке. В тексте должны быть ссылки на научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). Интернет-ресурсы перечисляются в конце списка литературных источников с указанием даты последнего обращения.

Типичные ошибки:

-          Нарушен алфавитный порядок

-          В тексте нет ссылки на литературный источник.

-          Не указана дата последнего обращения к Интернет-ресурсу

 

1.5  Качество оформления материалов приложения

В работу при необходимости включают приложения: таблицы, графики, рисунки, фотографии. Каждое приложение необходимо начинать с нового листа. Приложение должно иметь номер и заголовок, что должно быть отражено в оглавлении. В тексте должна быть ссылка на Приложение. Ссылка оформляется в круглых скобках с указанием номера приложения.


Типичные ошибки:

-          Дублирование таблиц, рисунков и графиков текста в материалах приложения.

 

Ошибки в оформлении титульного листа (указывают сокращенное название учебного заведения, отсутствует квалификационная категория учителя, тема работы оформляется в кавычки, указывают название раздела Литература в оглавлении, а в работе Список литературы).

 

II.    Содержание работы оценивается по следующим критериям:

 

2.1   Обоснование актуальности

2.2   Методические приемы

2.3   Гипотеза

2.4   Объект, предмет исследования

2.5   Обзор литературы

2.6   Цели и задачи

2.7   Соответствие темы содержанию

2.8   Степень раскрытия темы

2.9   Оценка исследовательской части

2.10 Вывод по главам

2.11 Собственные «открытия» автора

2.12 Практическая значимость

 

Критерии оценивания содержании работы расположены в последовательности, определенной в Требованиях по оформлению работы в Приложении к Положению конкурса. Работу рекомендуется выстраивать в соответствие с Требованиями.

Очень важно написать грамотно Введение, т.к. п.2.1-2.6 содержатся именно во Введении.

 

2.1  Обоснование актуальности

Актуальность темы – обоснование научного интереса автора к данной проблеме с учетом современных реалий. Автор обосновывает необходимость провести исследование.

Типичные ошибки:

-          Не всегда обозначена актуальность темы.

 

2.2 Методические приемы

Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.

Чаще всего используются эмпирические и теоретические методы.

Наиболее распространенные теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др. 

Наиболее распространенные эмпирические методы: метод анкетирования, сравнения, метод количественного подсчета и т.д.

Правильный выбор методов позволяет доказать гипотезу, выдвинутую автором и достичь цели работы.

Типичные ошибки:

-          Методы исследования выбраны или сформулированы неверно (например: консультации, перевод) или вообще не указаны.

 

2.3   Гипотеза

Исследование требует формулирования гипотезы. Гипотеза – это предположение, нововведение, в результате которого достигается цель исследования.

Типичные ошибки

-  Гипотеза является общеизвестным фактом (например: В Лондоне сосредоточено    большое количество достопримечательностей)

 

2.4   Объект и предмет исследования.

 

Объект исследования – область, в рамках которой ведется исследование.

Предмет исследования – всегда изучается в рамках объекта, более узок и конкретен. Например:

Предмет исследования определяет его цели и задачи.

Типичные ошибки:

       -    Неверно определен объект и предмет исследования.

 

2.5. Обзор литературы– анализ в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования. Автору исследовательской работы необходимо охарактеризовать общее состояние изученности темы.

Типичные ошибки:

       -     Не во всех работах дается оценка изученности темы, авторы и работы по теме.

 

2.6  Цели и задачи.

Цель формулируется точно, должна отражать основное, что намерен сделать исследователь. Формулируется цель чаще всего следующим образом: Глагол + название темы: «выявить», «выяснить», «обосновать», « провести», «изучить» и т.д.

Задачи исследования должны точно соответствовать цели и раскрывать ее. В задачах отражается пошаговость раскрытия темы. Каждый параграф отражает решение одной задачи.  Задачи, как правило, формулируются с глагола «изучить». «проанализировать», «сопоставить» и.т.д.

Типичные ошибки:

- Неточная формулировка цели работы. В некоторых работах указывается несколько целей, но по факту раскрывается одна из них. Лучше ставить одну цель и ее раскрывать.

-   Задачи не всегда формулируются правильно, не совпадают с параграфами, т.е. их решение не подтверждается текстом работы. Соответственно, жюри делает вывод, что задачи не решены. Задачи дублируют цель работы.

 

 2.7 Соответствие темы содержанию/ 2.8 Степень раскрытия темы

Тема должна формулироваться таким образом, чтобы отражать проблему и суть исследования. Решение всех задач, сформулированных во введении, отражает степень раскрытия темы.

Типичные ошибки:

- Типичная ошибка – неверное формулирование темы работы. Тема часто заявлена реферативно и не отражает суть исследования.

 

2.9 Оценка исследовательской части.

Исследовательская часть работы должна отображать то исследование, которое провел автор для того, чтобы доказать выдвинутую им гипотезу. Исследование часто включает анкетирование, отбор, анализ и сопоставление материала.

Типичные ошибки:

- Основная ошибка: собрана маленькая доказательная база для того, чтобы сделать весомый вывод и доказать гипотезу. (например: несколько пословиц, анкетирование одной небольшой по количеству группы детей)

 

2.10. Вывод по главам.

В конце каждой главы должен быть сделан вывод. Если главы разбиты на параграфы, логично, если есть вывод в конце параграфа. Все выводы должны быть суммированы в Заключении, которое представляет краткий итог работы.

Типичные ошибки:

- Отсутствуют выводы по параграфам (главам). Отсутствуют выводы в Заключении.

 

2.11 Собственные «открытия»  автора. 

В Заключении автор должен подвести итог проделанной теоретической и исследовательской работы и сделать вывод о том, подтвердилась ли его гипотеза, все ли ему удалось решить, или остались нерешенные проблемы.

Типичные ошибки:

- Отсутствие вывода о том, нашла ли подтверждение гипотеза автора в ходе исследования.

 

2.7  Практическая значимость.

 В заключении важно осветить практическую значимость работы, указать, кто и как может воспользоваться результатами труда автора.

Типичные ошибки:

- Отсутствует упоминание о практической значимости работы.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели основные критерии оценивания учебно-исследовательской работы. Считаем, что критерии, разработанные в текущем учебном году, помогли авторам исследовательских работ более четко представить структуру работы и предъявляемые требования, а также  дали возможность членам жюри точнее оценивать работы учащихся.

Считаем, что критерии могут быть доработаны в следующем году. Так, например, целесообразно внести в критерии оценки содержания работы пункт «Научный стиль/научность изложения материала", т.к. очень часто встречаются нарушения стиля .

В данной статье мы не ставили целью проанализировать требования и критерии оценки защиты работы, т.к. считаем, что они должны быть пересмотрены для внесения ряд корректив в Положение. Считаем, что во втором туре следует разработать критерии по двум направлениям: для оценки презентации и публичной защиты работы учащимися.